В июне 2022 г. фонды Музейного комплекса в Разливе пополнились работами замечательного художника-графика, видного представителя ленинградской художественной школы, мастера линогравюры Андрея Алексеевича Ушина (1927 – 2005).
Коренной ленинградец, Ушин очень любил свой город. Он создал сотни, если не тысячи гравюр, посвященных архитектуре северной столицы. Дочь художника Арина Ушина в своей книге «Петербург в графике. Династия Ушиных» отмечает, что «не выходя из мастерской можно совершить путешествие по всему Петербургу, и кажется, нет в городе на Неве такого места, которое не изобразил бы Ушин».
С первого дня существования литературного журнала «Нева» до конца 1980-х годов художник сотрудничал с изданием. Без его произведения не выпускался практически ни один номер. Работы Ушина, размещенные на обложках журнала, стали по сути визитной карточкой Ленинграда.
Книжная иллюстрация – не только еще одна грань творчества художника, но и дань семейной традиции. Его отец Алексей Алексеевич и дядя Николай Алексеевич, умершие от голода в блокаду, были известными театральными художниками и книжными иллюстраторами.
Ушин иллюстрирует не только современных ему писателей и поэтов, но и создает иллюстрации к произведениям Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина. Творчество Сергей Александровича особенно созвучно мировосприятию Ушина. Гениальная поэзия, зримо воплощенная штихелем художника, вылилась в серию тонких и гармоничных пейзажей. Поэт Михаил Дудин отмечал, что увидел в гравюрах Ушина «неповторимо щемящее чувство есенинской любви и нежности к небу, к земле, к шумящим лесам», увидел «есенинскую Россию». Лирический пейзаж станет впоследствии одним из излюбленных жанров Андрея Алексеевича. С особым чувством художник раскрывал в своих работах красоту северной природы, суровой и строгой.
С1953 года семья Ушиных проводила летние месяцы в поселке Комарово, и Андрей Алексеевич считал его лучшим местом во всей округе. Именно в Комарово рождались поэтические и вместе с тем удивительно достоверные пейзажи. Темные силуэты сосен и елей, белые стволы берез, зеркальная гладь озера, облачное северное небо – места, запечатленные на гравюрах, очень легко узнаваемы.
В работах мастера всегда тонко чувствуется состояние природы, сумерки, ветер, прохлада, прозрачный туман, дождливое ненастье, утренний зной на берегу залива. Удивительно, но все многообразие «природного настроения» художник передает только с помощью черного и белого цветов. Особое значение имеет в его работах каждый штрих, каждая линия, игра света и тени, соотношение черных и белых плоскостей. И создается цельный образ, лишенный ненужных частностей и деталей.
Среди произведений, поступивших в музей, имеется линогравюра «Деревенские новости. Горская», датированная 1951 годом. Покосившиеся заборы, черные домики, окруженные деревьями, клюющие зерно куры, простые деревенские бабы, обсуждающие свои или соседские дела, повседневный, ничем не примечательный сюжет, в котором, однако, отчетливо считывается собирательный образ послевоенной русской деревни.
Примечательно, что Ушин обычно работал без всяких предварительных набросков, но самое раннее произведение, переданное в музей, выполнено в технике туши и является эскизом к линогравюре «Похороны» 1947 года.
Особое значение для Музейного комплекса в Разливе имеют гравюры «Шалаш у озера Сестрорецкий Разлив», которые можно предварительно датировать серединой 1960-х годов. Эти работы Андрея Алексеевича Ушина вошли в альбом «Ленинские места» и были изданы 1970 году к 100-летнему юбилею В.И. Ленина.
Пейзажи Карельского перешейка, виды Ленинграда – Петербурга – родного города, вдохновившего художника на создание цикла графических работ, произведения из блокадной серии, занявшей важное место в творчестве Андрея Алексеевича Ушина, гравюры с изображением мемориального комплекса «Шалаш В.И. Ленина», дополнят собрание музея и со временем займут достойное место в его экспозициях.
Историко-культурный музейный комплекс в Разливе благодарит Арину Андреевну Ушину за переданные в дар музею работы ее отца.
Информация предоставлена главным хранителем Музейного комплекса в Разливе Викторией Юрьевной Карповой.
