29 июля 1892 года императором Николаем II был утвержден проект приморской железной дороги. Начало Приморской дороге было положено предложением гласного городской думы, директора-распорядителя Невской конно-железной дороги, отставного поручика, инженера-механика Петра Александровича Авенариуса.
Дорога соединяла Санкт-Петербург с курортами, расположенными на северном побережье Финского залива. 26 ноября 1894 года закончилась постройка четвёртого участка до Сестрорецка.
Приморская железная дорога не была доходной. Авенариус, который в 1889 году стал председателем только что созданного «Акционерного общества Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги», обратился к правительству с просьбой предоставить земли в окрестностях столицы для устройства Курорта (прежде всего, вблизи Сестрорецка). 9 июня 1898 года Кабинет министров разрешил строительство Курорта, выделив 54 десятины в бесплатную аренду сроком на 60 лет с обязательством построить железную дорогу Сестрорецк – Курорт.
В 1900 году из Сестрорецка проложили ветку до узловой станции Курорт. Курорт торжественно открылся 7 июня 1900 года. В связи со строительством Курорта получило новое развитие дачное строительство в районе Сестрорецка. Одновременно с проектированием железной дороги и строительством санаторного комплекса, планировалась разбивка прилегающей территории под дачные участки.
В 1894 г. была проведена нарезка дачных участков между станциями Тарховка и Разлив (построены в 1894 г.), а в 1896 г. намечена планировка Приморской дачной местности между станциями Сестрорецк (построена в 1898 г.), Ермоловская (построена в 1900 г., сегодня не существует) и Курорт (построена в 1900 г.).
Дача Важеевской
Здание было построено в 1907 году для Евгении Фёдоровны Важеевской по проекту архитектора Сергея Гингера. Дом из соснового дерева был оформлен в традициях русского народного зодчества с элементами модерна. Сохранившиеся росписи на фасадах, по предположению краеведов, могли быть созданы по рисункам В. М. Васнецова. За выразительную отделку здание получило прозвище «дом-сказка».
В данный момент здание относится к СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» и находится на реконструкции.
Беседка Шаляпина
Приморская дачная местность в обиходе стала именоваться Канонирской, на нее распространилось название старейшего района усадебной застройки сестрорецких обывателей.
Планировочная композиция района строится вокруг трех парков (Верхний, Средний и Нижний), задуманных как места общественного отдыха, представляющих собой участки нетронутого соснового леса, она связана с изгибом железнодорожного полотна, берегами реки Сестры и Финского залива. Работа над планировочной схемой завершилась в 1900 г.: вдоль железной дороги была проложена улица Авенариуса, Железнодорожная улица была продлена до ж.д. станции Курорт, изменил направление Купальный переулок.
В центре дачной территории образовался живописный перекресток, куда выходили границы четырех участков (пересечение улиц Жлезнодорожной, Сосновой, Лесной и Купального переулка) и Верхний парк.
Украшением Курорта был Курзал – огромное здание для концертов и спектаклей, выстроенное вблизи моря по проекту известного архитектора, работавшего в стиле модерн, Зигфрида (Григория) Яковлевича Леви. Есть версия, что Шаляпин, предположительно выступавший в Курзале, любил сидеть в деревянной беседке, являющейся предметом настоящего исследования.
Благодаря отчетам Общества содействия благоустройству Сестрорецкой Приморской дачной местности известны имена арендаторов участков, а также точные размеры каждого надела. К 1910 г. практически все участки вблизи железнодорожной станции были застроены хотя бы частично.
На пятиугольную площадь выходил участок номер 102 (1289 кв. саж), расположенный между Сосновой и Лесной улицами. Участок принадлежал надворному советнику Б.П. Вульфсону.
На углу участка, при пересечении улиц Сосновой и Лесной была расположена рассматриваемая беседка. Беседка представляла собой характерный образец архитектуры малых форм 1900-х гг., модификации ее встречаются в разных альбомах, посвященных дачному строительству начала века.